Автоматизация управления компаниями

Живая компания | Главная | Глава из книги «Консалтинговый бизнес»

Декабрь 3, 2005

Пиво есть!

Пиво есть! - с таким заголовком вышел пресс-релиз проекта автоматизации на Останкинском Пивоваренном Заводе, в котором я играл роль руководителя проекта и ведущего исполнителя.

На бывшей заводской окраине, а ныне в одном из весьма симпатичных районов столицы, недалеко от центра Москвы, стоят корпуса красного кирпича - типичный промышленный комплекс конца 30-х годов. Казалось бы, ничего примечательного - если бы не особенный, неуловимо привлекательный аромат… и решительный рекламный слоган “Пиво есть!”.

Кроме своей продукции, Останкинский пивоваренный завод примечателен весьма современной по своей идеологии и возможностям информационной системе. Эту информационную систему можно смело считать плодом бессонных ночей дирекции информационно-технического обеспечения завода и инженеров компании “Никос-Софт”.

Как удалось ИТ-директору завода Роману Хорошавцеву убедить руководство предприятия в необходимости перемен? “С помощью карандаша и бумаги, - говорит он. - Вместо неубедительных заклинаний “купим - и все будет хорошо” был предложен план совершенствования бизнес-процессов на предприятии и показана роль информационной системы в осуществлении этого плана. Руководство предприятия хорошо сознавало, что на столь насыщенном конкурентами рынке, особенно учитывая нашу маркетинговую нишу, необходимо принимать решительные меры по совершенствованию системы управления и снижению издержек, и важнейшим инструментом для этой работы может стать именно информационная система”.

Подход кажется совершенно очевидным. Но часто ли удается претворить его в жизнь? К сожалению, очень редко. Для того чтобы убедить руководство не на пальцах, а на моделях и расчетах, необходимо их построить. А для этого, в свою очередь, нужно отлично разбираться в организации товарно-материальных и финансовых потоков на предприятии, понимать сущность проблем, стоящих перед отдельными службами и уметь их решать - хотя бы в пределах компетенции службы информационных технологий, а зачастую и намного шире. “Мы опирались на разработанный проект, и поэтому были уверены в своих действиях, подкрепленных, где необходимо, расчетами и моделями “как есть” и “как будет”, это позволяло нам твердо отстаивать свою точку зрения в сложных ситуациях. А главное - мы на конкретных примерах смогли убедить руководство завода в том, что предпринимаемые нами шаги направлены прежде всего на благо завода. Естественно, в сложных, сугубо конфликтных ситуациях мы полагались на твердую позицию генерального директора”, - говорит г-н Хорошавцев.

“В нашем случае было не только не страшно, но и совершенно необходимо провести эти перемены, - продолжает Роман Хорошавцев. - Но это был не разрушительный ураган, а хорошо спланированный и направленный ветер перемен, и он был вызван внутренними потребностями предприятия, а не просто желанием внедрить систему автоматизации… А программному продукту в новой структуре отводилась роль фундамента нового здания, на котором мы быстро смогли бы построить нечто куда более совершенное, и главное - могли развиваться”.

Руководство предприятия четко знало, чего оно хочет. Чтобы получить реальный результат от внедрения, нужен был гибкий и масштабируемый продукт, построенный на современных концепциях, реализующий современные методологии управления, а главное - позволяющий учесть специфику предприятия. Естественно, все это - при весьма ограниченном бюджете. “Проведя анализ рынка мы, собственно, и не нашли других предложений, точнее удовлетворяющих наши потребности, и со сравнимым отношением “цена/качество”. Другие предложения либо были чисто коробочными, но привлекательными по цене, либо слишком дорогими, хотя и декларировались как гибкие. NS2000 устроила нас по всем параметрам”, - говорит г-н Хорошавцев.

В ходе первой фазы проекта был создан оперативный контур, автоматизирующий все, что связано со сбытом продукции, включая нестандартные задачи по оптимизации транспортных потоков внутри завода, повышению оборачиваемости тары и учету финансовой специфики. Стоимость первой фазы проекта не превысила 100 тыс. долл. Из них немногим более половины - затраты на программное обеспечение и его доработку под потребности заказчика. В ходе проекта была полностью модернизирована информационная инфраструктура завода, заменен весь парк компьютеров. “Сейчас мы завершаем вторую фазу проекта, в ходе которой мы полностью перейдем на автоматизированные расчеты в бухгалтерии, отделе труда и заработной платы. И у нас уже есть планы на третий этап, и проекты на четвертый. Теперь мы окончательно убедились в том, что наш выбор поставщика был правилен. Компания “Никос-Софт” стремится расти вместе с нашими задачами. Сейчас мы внедряем модуль многомерного анализа, обеспечивающий поддержку OLAP-технологии (on-line analytical processing), рассматриваем целесообразность расширения сферы задач на управление доставкой продукции, решаемых с помощью АСУ. На следующем этапе - управление производством и всеми ресурсами предприятия (MRP II)”.

Руководство завода считает, что процесс общения с партнером был конструктивен и позволял обеим сторонам развиваться в сотрудничестве, и отмечает исключительно важное значение участия в обсуждении проблем завода высшего руководства компании “Никос-Софт”, генерального директора Артура Гареева и начальника отдела разработки Максима Евстратова, которые приложили немало усилий, чтобы проект приобрел нынешние черты и способствовал совершенствованию бизнеса обеих компаний. “Мы очень довольны нынешним положением дел и надеемся на дальнейшее конструктивное сотрудничество”, - говорит Роман Хорошавцев.

Каковы результаты внедрения? Например, средний срок нахождения машины клиента на территории предприятия сократился в четыре раза! Это позволило эффективнее и быстрее обслуживать заказчиков и лучше организовать бизнес-процесс. Возросли возможности завода по удовлетворению пиковых нагрузок, связанных, например, с сезонным ростом спроса.

ИТО не боится браться за новые задачи и решать новые проблемы. “Накопленная нами база данных является бесценным источником исторических данных для анализа, - считает г-н Хорошавцев. - С точки зрения управления - это ценнейшая информация для принятия решений и прогнозирования деятельности. Тем более, что товар у нас, как всем известно, сезонный, а бизнес в целом - довольно сложный. Здесь и крупный, и мелкий опт, и розница, и разовые отгрузки. Дилеры и постоянные розничные клиенты. Москва и регионы. Сильное влияние погодных факторов. Тепло - один спрос, холодно - совершенно другой. Чтобы надежно прогнозировать спрос, нужно иметь исторические данные - а тем более в нашей стране, где кризис в одночасье может вывернуть рынок наизнанку. А потом - мы не стоим на месте. Постоянно что-то изменяется, добавляется, совершенствуется. Поэтому нам нужен инструмент для проведения изменений. Своими силами мы делаем много, но естественно, содержать серьезный штат программистов нам не под силу, да это и не имеет смысла. “Никос-Софт” стремится развивать NS2000 вместе с нами - и это очень важный дополнительный фактор во взаимоотношениях между нашими компаниями”.



Оставьте, пожалуйста, ваш комментарий