Автоматизация управления компаниями

Стратегии и технологии управления финансами предприятия | Главная | Внедрение CRM в российских компаниях. Грабли, на которые хочется наступать снова и снова

Сентябрь 4, 2007

Если дают не в долг…

Дмитрий Добровольский, Партнер компании «Дельта Менеджмент»
Журнал «Консультант», № 13 за 2007 год

Недолговое финансирование, по мнению экспертов, является одним из самых перспективных инструментов привлечения средств на развитие компании. У нас этот рынок только зарождается. Однако интерес к нему растет с каждым днем. Ведь недолговое финансирование имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими, более известными методами и способами привлечения денег в растущий бизнес.

Рынок недолгового финансирования, по мнению экспертов, является одним из самых закрытых. Об объемах сделок и направлениях инвестиционных потоков на этом рынке можно лишь догадываться. Причины возникновения этой ситуации кроются в специфике инструмента привлечения средств. Ведь сделка по недолговому финансированию подразумевает всего трех участников: инвестора, компании-клиента и инвестбанкира. Инвестбанкиры хранят упорное молчание, фонды описывают количество сделок, но не указывают их объем, а клиенты зачастую не заинтересованы в разглашении условий сделки. Профессиональные игроки рынка, анализируя ситуацию и зная объемы фондов и притязания компаний-клиентов, могут лишь предполагать, сколько средств было инвестировано в течение определенного срока. Сейчас, по самым приблизительным подсчетам, в России осуществляется около 200 сделок в год (в этой цифре, естественно, не учитываются сделки по покупкам компаний).

Работа не на публику

Первый вопрос, который должно задать себе руководство компании, перед тем как перейти к активным действиям по поиску инвесторов: насколько привлекателен наш бизнес? Главным ориентиром для принятия решения становится уровень развития компании. Можно выделить четыре стадии взросления бизнеса:

1. Компания относится к разряду молодых начинающих предприятий.

2. Фирма находится на стадии эффективного построения.

3. Компания переходит к активным действиям на рынке и начинает консолидацию рынка через слияния и поглощения.

4. Предприятие уже входит в состав крупных альянсов, определяющих ситуацию в отрасли.

Российский рынок интересен тем, что в одном секторе одновременно могут быть представлены компании, находящиеся на разных этапах роста. И для каждой из них характерны свои источники финансирования (см. схему 1).

261_1.gif
Схема 1. Возможные способы финансирования в зависимости от уровня развития компании

Когда компания из разряда начинающих переходит в категорию эффективных, у нее появляются шансы найти финансового инвестора и получить средства из этого источника на дальнейшее развитие. Для того чтобы воспользоваться таким инструментом, бизнес должен отвечать ряду условий (см. схему 2).
261_2.gif
Схема 2. Инвестиционные критерии выбора компании

Особое внимание надо уделить двум важным факторам: команде и отрасли. Здесь следует учитывать, что финансовый инвестор принципиально отличается от стратегического. У него нет желания взять бизнес под контроль и управлять им в зависимости от своего видения ситуации на рынке. Финансовый инвестор, образно говоря, хочет «проехаться» на волне быстрого роста чужого бизнеса. Чаще причиной выбора конкретного объекта вложений служит профессионализм команды и перспективы роста отрасли. На усилении этих двух факторов своими финансовыми вливаниями он хочет заработать.

Что касается команды, то главным критерием ее оценки служит высокая мотивация специалистов и руководства, а также желание видеть инвестора в своем бизнесе. Естественно, никакой финансист не желает продираться сквозь неприязненное отношение коллектива к нему как к «пришлому денежному мешку». При выборе отрасли есть два критерия ее оценки фондами прямых инвестиций. Первый — это привлекательность отрасли с точки зрения перспектив ее дальнейшего роста. А второй — специализация самого фонда. Обычно инвесторы хотя бы в общих чертах, но описывают сферы деятельности, в которые они будут направлять средства. Например, не каждый фонд будет вкладывать деньги в птицефермы, и соответственно не все займутся финансированием интернет-проектов.

Зачем вам столько денег?

Этот вопрос в классическом произведении Ильфа и Петрова доводил Кису Воробьянинова до исступления. Компании, ищущей источник финансовых вливаний, придется смириться с тем, что на него нужно будет отвечать долго и подробно. Одним из ключевых аспектов переговоров с инвестором является целевое назначение средств. Недостаточно быть хорошей компанией или собрать профессиональную команду. Важно объяснить инвестору, на что пойдут его средства. Он никогда не дает деньги просто так, ему не скажешь: «Вот если бы у меня было 10 миллионов, мы бы стали быстрее развиваться». К этой фразе обязательно должна прилагаться детализация, в которой подробно описывается, куда, когда и зачем будут направлены средства инвестора.

Сумму средств следует рассчитывать исходя не только из целей компании, но и из возможностей и желаний инвесторов, действующих на рынке. Все финансовые фонды заинтересованы в том, чтобы обеспечить мобильность своих вложений и их управляемость. По большому счету средства, направляемые на прямые инвестиции в бизнес, можно представить в виде транша, который учредители фонда доверили инвесторам. Например, если у них есть 100 миллионов долларов и они планируют профинансировать 10–15 крупных проектов, то уже только по этому можно предположить, что любой из инвестиционных проектов должен требовать не менее 10 миллионов. Разумеется, из правила есть исключения, и фонд может вкладывать и меньшие суммы, но при этом его руководство должно быть уверено, что этот бизнес ждут большие перспективы или высокая доходность.

Несколько по-другому выстраивают свою работу хедж-фонды. Они изначально получили деньги от своих инвесторов под управление с широкими полномочиями. Это означает, что они имеют возможность вкладывать деньги как в акции на фондовом рынке, так и в акции непубличных компаний. И такие фонды, несмотря на свой больший размер, по сравнению с фондами прямых инвестиций, могут инвестировать меньшие суммы в компании, нуждающиеся в средствах. При этом чаще всего хедж-фонды вкладывают деньги синдицированно. То есть существует некий фонд, который является организатором сделки, он называется головным. И чтобы сократить риски или по каким-либо внутренним причинам, он вкладывает часть своих средств, а недостающую сумму собирает по другим фондам. Последние предлагают меньшие суммы, а потому участвуют в проверках и контроле в меньшей степени, понимая, что головной инвестор берет эти функции на себя.

Компании, озабоченной поиском средств, следует помнить, что недолговое финансирование чаще всего осуществляется через продажу более 25, но менее 50 процентов акций. Если же полученной суммы не хватает на достижение целей, то можно рассмотреть возможности комбинированных методов финансирования (см. схему 3).

261_3.gif
Схема 3. Пример расчета суммы привлекаемого финансирования

Шаг за шагом

Организация недолгового финансирования может растянуться на срок от трех до девяти месяцев. Здесь можно выделить два основных этапа:

1. Подготовительный.

На этой стадии компания или нанятые ею консультанты готовят всю документацию, которая в дальнейшем будет использоваться при переговорах с инвесторами. Происходит оценка организации, выделение ее сильных сторон, составляется инвестиционный меморандум.

2. Собственно поиск инвестора.

То есть на втором этапе представитель компании или приглашенный инвестиционный банкир ведет переговоры с потенциальными «покупателями». Это процесс достаточно сложный и многоплановый, включающий ряд последовательных шагов:

1. Заключение договора между компанией-клиентом и инвестбанкиром. Обеими сторонами рассматриваются возможные условия сделки и подписывается контракт.

2. Утверждение необходимых документов для начала переговоров потенциальным инвестором.

3. Утверждение с клиентом основных бизнес-параметров (доходности, доли рынка, системы дистрибьюции и т. д.).

4. Поиск потенциальных инвесторов в выбранной категории и утверждение с клиентом шорт-листа. Сама компания может даже не знать, с каким конкретно фондом начнутся переговоры. Зачастую компания-клиент утверждает список потенциальных инвесторов, в который может входить 50–60 различных фондов.

5. Выбор стратегии переговоров с каждым потенциальным инвестором.

6. Подписание соглашения о конфиденциальности и проведение предварительных переговоров с инвестором, установление обратной связи. Уточнение бизнес-параметров.

7. Создание предложения о покупке в виде соглашения Terms Sheet Agreement (Перечня условий). Перечень включает в себя все кратко изложенные аспекты сделки. В нем оговариваются сроки, в которые должна быть завершена сделка. Также там могут быть определены штрафные санкции, которые будут наложены при отказе одной или обеих сторон от сделки.

8. Передача Перечня условий юристам обеих сторон, которые составляют окончательный документ (либо пакет документов) для подписания.

9. Подписание окончательного варианта договора по сделке (либо пакета документов), после чего осуществление всех процедур переходит в руки менеджмента инвестиционного фонда или специально назначенного комитета из числа топ-менеджеров обеих компаний.

В заключение нужно отметить, что недолговое финансирование нельзя отнести к «дешевым» инструментам привлечения денег. При его организации можно выделить три основные статьи расходов:

  • гонорар инвестиционным банкирам;
  • оплата юридической помощи;
  • затраты по дополнительной эмиссии ценных бумаг и на другие сопутствующие действия.

В среднем затраты компании, стоимость которой колеблется от 10 до 20 миллионов, составляют до 5–7 процентов от суммы сделки и уменьшаются до 2–3 процентов для компании, оцененной в 100 миллионов долларов.

  •  
      Комментарий 1.Роман Филиппов, заместитель директора департамента корпоративных финансов инвестиционной компании «ФИНАМ»«Универсального алгоритма выбора инструментов финансирования, подходящего для любой компании, просто не существует. Все зависит от рыночной конъюнктуры, специфики бизнеса, амбиций менеджмента и профессионализма инвестиционного банка. Так, на начальном этапе развития компании оптимальным источником привлечения инвестиций будет венчурный капитал. Это связано с тем, что банки достаточно неохотно дают кредиты небольшим игрокам, если они не владеют недвижимостью или иными активами, которые могут использоваться в качестве залога. Кроме того, заемные ресурсы для малого бизнеса в России пока чрезмерно дороги. Преимуществом венчурного капитала является возможность получения «бесплатных» средств, а также поддержки со стороны инвестора, который может принять участие в разработке стратегии развития компании, поиске партнеров, отладке управленческих процессов и т. д. Минус — собственникам приходится делиться своими акциями и контролем над компанией.По мере роста ей становятся доступны и банковские кредиты, но для средних игроков их все же нельзя назвать оптимальным инструментом инвестиционных ресурсов. Заемные средства более рационально использовать для пополнения оборотного капитала или финансирования каких-то сделок. Кроме того, открытие кредитных линий у банков снижает риски бизнеса, который всегда может рассчитывать на получение средств в случае необходимости в них. Отдельная тема — инвестиционные кредиты от глобальных банков (например, IFC). Это достаточно привлекательный инструмент, который позволяет получить относительно дешевое долгосрочное финансирование. Сотрудничество с международными институтами также благоприятно отражается на имидже компании, улучшая ее стартовые позиции при размещении облигаций или выходе на IPO».


6 комментариев к записи “Если дают не в долг…”

  1. Строитель со стажем пишет:

    Ух ты, здоровско!

  2. cij пишет:

    Если дают, то возьмем =) Да на нашем рынке выгорит 100%

  3. mor пишет:

    Лучше уж просить вдолг ))

  4. cij пишет:

    Надо силой брать

  5. Арина Ильченко пишет:

    Америка уже доигралась с подобными экспериментами.

  6. Катерина пишет:

    Разумное привличение кредитов дает оздоровление фирме. Но разумное!!!!

Оставьте, пожалуйста, ваш комментарий