Автоматизация управления компаниями

Несколько анекдотов | Главная | Эволюция оргструктур

Июнь 29, 2007

Автоматизация управления: Высшая лига

Использованы материалы статьи “Автоматизация управления: Высшая лига” (автор Посудневский Олег, “Эксперт 400″. №37 (531) )

Цикл управления предприятием и BPM-системы
Современная практика управления использует множество концепций и подходов, направленных на повышение эффективности, на обеспечение роста и развития бизнеса. Предельно упростив, можно сказать, что целостный подход к управлению предприятием подразумевает, как минимум, три шага:

206_1.gif

Даже из этой простейшей схемы видно, что применение традиционных концепций управления и, соответственно, инструментов автоматизации - MRP (планирование материалов), ERP (управление ресурсами предприятий), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) - может обеспечить локальную оптимизацию отдельных бизнес-процессов (направлений деятельности) предприятия, но вряд ли обеспечит целостный подход, поддерживающий разработку и реализацию стратегии.
В конце прошлого десятилетия родилась концепция, получившая название Business Performance Management - BPM, что обычно переводят как «управление эффективностью бизнеса». Суть подхода - для достижения наибольшей эффективности объединить работу владельцев, менеджеров, сотрудников и других ключевых заинтересованных лиц на всех стадиях цикла управления - разработка стратегии, планирование ее реализации, контроль хода исполнения и корректировка при необходимости. Вместе с концепцией целостного подхода появились и инструменты автоматизации - BPM-системы.

Что умеют BPM-системы?
Формирование, согласование и формализация стратегии (в конечном итоге - «оцифровка» стратегических целей) являются первыми шагами, необходимыми для согласованного движения участников к цели. В качестве популярной методической основы для конкретизации / формализации стратегии на сегодняшний день часто используется методология Balanced Scorecard (BSC) - система сбалансированных показателей и Key Performance Indicators (KPI) - ключевые показатели эффективности. BPM-системы позволяют провести деком- позицию стратегии до набора измеримых финансовых и нефинансовых целевых показателей для разных уровней организации. Контроль фактического значения этих показателей дает прозрачную и полную картину как состояния предприятия (или отдельного подразделения), так и направления его развития. Справедливости ради заметим, что этап «оцифровки» стратегии является самым сложным, требует значительных трудозатрат и усилий владельцев и топ-менеджеров предприятия для достижения консенсуса. BPM-система позволяет фиксировать стратегические инициативы сотрудников, ранжировать на соответствие стратегии, согласовывать, утверждать и включать в карту (план мероприятий) компании.

На шаге среднесрочного управления топ-менеджеры планируют конкретные перечни мероприятий и договариваются о распределении ресурсов (финансовых и нефинансовых) для реализации целей, согласованных ранее. BPM-система представляет мощные и одновременно гибкие инструменты для осуществления планирования и бюджетирования деятельности, контролируя составляемые бюджеты на соответствие «оцифрованной» стратегии. В ходе планирования система позволяет настроить разнообразные модели предприятия (экономические, маркетинговые, ресурсные), обеспечивает взаи- модействие большого количества пользователей и автоматический обмен данными между ними. Современные BPM-системы позволяют осуществлять календарно-сетевое планирование (КСП) с автоматическим включением финансовых и нефинансовых характеристик проектов в соответствующие бюджеты или KPI предприятия.
Естественно, детальную автоматизацию торговых, производственных и других процессов предприятия осуществляют в транзакционных и специализированных системах (MRP, ERP, CRM, бухгалтерские и т. д.). Для организации регулярного мониторинга состояния и направления развития предприятия BPM-системы предлагают средства динамической интеграции - извлечения (импорта) данных из указанных систем, их очистки, агрегации, структурирования в терминах бизнеса и представления менеджерам для принятия управленческих решений. На основе полученных данных система рассчитывает план-фактные отклонения, факторный анализ отклонений и автоматически (!) информирует сотрудников о результатах. Для обеспечения оперативного анализа данных используется так называемый OLAP-формат (On-Line Analytical Processing) представления информации, позволяющий менеджерам на лету детализировать (развернуть) или свернуть любую форму, а также «просверлиться» (Drill Down) до источника данных.

Еще одна задача, которую органично решают BPM-системы - подготовка консолидированной отчетности для группы предприятий (как на этапе составления плана, так и на этапе сбора фактических данных). Модели холдингов позволяет собрать информацию от любого количества предприятий, проверить ее на симметричность внутренних отношений и представить акционерам отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО). При этом для каждого уровня управления (для каждого сотрудника) система обеспечивает доступ только к «своей» части информации.



8 комментариев к записи “Автоматизация управления: Высшая лига”

  1. Qualexander пишет:

    Для высшей лиги больно простенько.
    Кто академиев не кончал - не прочтет, а кого учили - знает больше…

  2. Фёдор пишет:

    Думаю что сначала надо всё же вручную, а когда захочетя расширять - то автоматизировать

  3. StormEagle пишет:

    Все вышеописанное можн встретить в учебниках по экономике, кому надо-тот найдет

  4. Владимир пишет:

    Ну не скажите, управление - такая вещь, что там автоматизация не обязательна.

  5. Ловец снов пишет:

    Какая там автоматизация ? Управлять нужно ручками.

  6. Мультфильм пишет:

    Не скажите, если компания большая, то нужнопостепенно переходить к авоматизации, иначе времени на сон не хватит.

  7. Кирпич пишет:

    Какая автоматизация ? Автоматизация только у роботов.

  8. Рэпер пишет:

    Ну а если в компании 200 человек ? как самому то?

Оставьте, пожалуйста, ваш комментарий