Автоматизация управления компаниями

Вся правда о готовых фирмах | Главная | Для чего нужны автоматизированные системы бюджетирования?

Март 22, 2007

Эволюция ERP в тупике: курс на интеграцию

Максим Казак, Мария Попова

СNews.Ru

Методологические корни современных информационных систем управления предприятием лежат в далеких 60-х годах прошлого века. С тех пор в поле действия ИТ-систем включались все новые и новые бизнес-функции. После окончания интернет-бума и последовавшего за ним спада на рынке США (служившего локомотивом развития новых идей), эволюция ПО заметно приостановились. Сегодня, в отсутствии общепринятых стандартов, разработчики стоят на распутье так как никто не уверен в перспективах новомодных трехбуквенных аббревиатур.

Разузлование и выше

Первым этапом в становлении современных систем управления ресурсами предприятия стало создание относительно примитивной технологии планирования потребностей в материалах. Комплекс подобных расчетов в 1961 году был объединен термином MRP (Material Requirements Planning). Плодотворной средой для развития технологий прогнозирования уже в 70-х стал бизнес машиностроителей, которым приходилось решать все более сложные производственные задачи. MRP базировался на данных основного производственного плана, при составлении которого за исходную точку принимается ожидаемый спрос на готовую продукцию, либо иные возникающие потребности в материалах. Далее проводится процедура разузлования по спецификациям и вычисление “грязной” потребности по плану. Недостаток метода состоял в том, в его основе был заложен принцип неограниченной загрузки, игнорирующий ограниченность производственных мощностей.

Достаточно быстро (в 80-е) на смену MRP пришла концепция MRP II (Manufacturing Resource Planning - планирование производственных ресурсов), которую принято считать методологической основой ERP-систем. Данный метод включал планирование в натуральных единицах и в стоимостном выражении, а также элементы моделирования производственных ситуаций. Кроме того, в MRP II вошла функция, позволяющая согласовывать потребности в материалах с возможностями производства - т.н. функция CRP (Capacity Requirements Planning - планирование производственных мощностей). Из ключевых функций решения можно назвать управление складами, снабжением, продажами, спросом и производством, а также оценку результатов деятельности (Performance Measurement).

Великое ERP

В середине 90-х годов c появлением методологии APS (Advanced Planning and Scheduling - усовершенствованное планирование) становится возможным планирование производства, снабжения и диспетчеризации производства. В рамках системы согласование материалов и мощностей происходит синхронно, что сокращает время перепланирования.

На рынке все более масштабно используются программные комплексы ERP-систем, которые в середине 90-х дополняются финансовыми функциями, которые можно подразделить на три категории: финансовый учет, управленческий учет и финансовый менеджмент. Новые системы позволяют составлять отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, автоматизировать бухгалтерский документооборот и регулировать денежные потоки. Кроме того, финансовые модули ERP-систем включают функции, поддерживающие процесс бюджетирования (включая формирование финансового плана и контроль его исполнения), а также функции оперативного финансового планирования (ведение платежного календаря). Подробно о функциональных возможностях систем данного класса, о ситуации на рынке поставщиков и о сложностях внедрения ERP мы рассказываем в других главах нашего обзора. В рамках же этой статьи продолжим рассмотрение дальнейших путей эволюции систем управления предприятием.

На три буквы

Дальнейшие планы развития систем были грандиозны. Со стремительной скоростью компании-консультанты генерировали новые аббревиатуры. Спад в экономике США и стагнация в Европе заметно снизили темпы развития новых идей. Деньги на инвестиции пока иссякли, а длинный список аббревиатур остался. Вот только некоторые из них:

AMHS Automated Material Handling System
APC Advanced Process Control
APS Advanced Planning & Scheduling
BPM Business Process Management
CMM Collaborative Manufacturing Management
CPAS Collaborative Process Automation System
CPM Collaborative Production Management
CPS Collaborative Planning & Scheduling
CRM Customer Relationship Management
CSR Customer Service Representative
EAM Enterprise Asset Management
EMS Electronic Manufacturing Services
LIMS Laboratory Information Management System
MRP Materials Resources Planning
NPI New Product Introduction
OpX Operational Excellence
PAM Plant Asset Management
PDM Plant Data Management
PLM Product Lifecycle Management
PSC Plant Services Connector
PSM Product Service Management
SBA Service-Based Architecture
SBI Service-Based Infrastructure
SCM Supply Chain Management
SCPM Supply Chain Process Management
SEM Strategic Enterprise Management
SFA Sales Force Automation
SRM Supplier Relationship Management
TMS Transportation Management System
VMI Vendor Managed Inventory
WMS Warehouse Management System

В отличие от ERP-систем, в которых формализация процессов построена на основе стандарта (рекомендациях ассоциации APICS), новые предлагаемые модули не имеют никакой согласованной между разработчиками основы. В качестве яркого примера провала вроде бы теоретически верной идеи, можно привести независимые В2В площадки (market places). Средние разработчики, инвестировавшие только в разработку продуктов данного класса, оказались за бортом рынка: теория не подтвердилась практикой.

Получить некоторую устойчивость в восприятии общественности удалось лишь немногим идеям. Среди них CRM и SCM. Описанию данных систем посвящены отдельные главы нашего обзора.

ERP #2

По мере активного развития интернет-технологий в 90-ых появляется новое направление деятельности - электронный бизнес (e-business) - термин, которым обозначают методики и организационные принципы, позволяющие предприятию взаимодействовать со своими контрагентами через интернет. В информационные системы предприятий вводится возможность обмениваться данными с применением специальных коммуникационных протоколов и форматов документов, что позволяет повысить эффективность взаимодействия, избежать повторного ручного ввода данных и снизить риск появления ошибок.

Эти и другие новые функции, появившиеся в интегрированных системах управления, выходят за традиционные рамки ERP. В точке совмещения ERP-системы предприятия с решениями для электронного бизнеса, возникает качественно новая организационная и управленческая среда. По предложению Gartner Group, концепция ERP-систем нового поколения на фоне широкого применения интернет-технологий в практике корпоративного управления, получает название ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing - Управление ресурсами и внешними отношениями предприятия).

ERP II представляет собой результат развития методологии и технологии ERP в направлении более тесного взаимодействия предприятия с клиентами и контрагентами. При этом управленческая информация компании не только используется для внутренних целей, но также служит для развития отношений сотрудничества с другими организациями.

 

ERP

ERP II

Цель

Оптимизация предприятия Использование Value chain и e-commerce

Домен

Производство и дистрибуция Все индустриальные секторы

Функции

Производство, продажи, дистрибуция и финансовые процессы Межпроизводственные, индустриальные и для специфических процессов

Процессы

Внутренние, скрытые Внешне связанные

Архитектура

Закрытые монолитные, без использования Web Открытые, компонентные, web-ориентированные

Данные

Генерируются и используются внутри системы Внешние и внутренние

Источник: Gartner

Технологические особенности ERP II характеризуются, в частности, интернет-ориентированной архитектурой, делающей управленческую информацию доступной для информационных систем клиентов и партнеров. Таким образом, традиционная клиент-серверная архитектура начинает уступать место web-клиентам и распределенным компонентным технологиям.

Конец “единых” систем?

Потребности бизнеса постоянно растут и все реже одной информационной системе удается удовлетворить их хотя бы наполовину. Согласно статистике, хорошим показателем для проекта внедрения считается результат, когда ERP-система покрывает 40% потребностей предприятия. На ранних стадиях развития рынка корпоративного ПО этот показатель составлял 70%. Во многом именно по этой причине наиболее оправданным методом сегодня признается создание сетей, в которых обеспечивается взаимодействие разнородных систем. Как утверждают специалисты, использование программного обеспечения от одного поставщика, чаще всего не является оптимальным решением.

Некоторые разработчики ERP-систем, лучше других разбираясь в изменениях настроений заказчиков, меняют стратегию и открыто заявляют о движении в сторону открытости своих систем для максимальной интеграции с продуктами конкурентов. Новое явление получило название Collaborative ERP и позиционируется как следующая ступень после ERP-II. “Уже в самом названии заложен ответ, в чем отличие системы Collaborative от системы ERP-II, - говорит Андрей Шабанов, глава российского представительства Scala CIS. - Слово Collaborative означает “сотрудничество с соперниками”, будь то системы конкурентов крупного или системы среднего уровня, местные российские разработки, программные продукты для работы с беспроводными электронными устройствами и тому подобное. Таким образом, наша “коллаборация”, основанная на взаимодействии по xml протоколу позволяет легко встраивать нашу систему в уже имеющиеся корпоративные среды”. В пользу “коллаборации” выступают и традиционные для “единой ERP” минусы - перерасход бюджета при внедрении и крайне болезненная переориентация пользователей на новую методологию системы.

Но главным тезисом, в прогнозах о закате единых систем управления ресурсами, является развитие аутсорсинга. Значительное сокращение расходов на внедрении системы и ее обслуживании, быстрая замена устаревших приложений - в теории это все выглядит крайне привлекательным. А если учесть, что только на рынке решений управления дискретным производством в мире, по оценкам ARC, истекает срок жизнедеятельности систем общей стоимостью в 115 млрд. долл., а экономического роста в западных странах так и не наблюдается, то глобальный спрос на услуги удаленного использования ИТ становится еще более вероятным. Как быстро рынок будет готов воспринять эту идею покажет время. В России к масштабному аутсорсингу сегодня не готов почти никто.



Оставьте, пожалуйста, ваш комментарий