Автоматизация управления компаниями

С чего начинается отторжение системы – взгляд внедренца | Главная | KPI

Февраль 3, 2006

Business Performance Management

В заметке использованы материалы статьи “Business Performance Management - новый сегмент рынка систем управления”, Е.Ю.Духонин; Д.В.Исаев, RM Magazine, 2004, #6. - с. 8-11

Как известно, одним из основных элементов корпоративной системы управления являются системы управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP). Роль ERP-систем трудно переоценить, ведь они обеспечивают управление операциями предприятия, включая финансы, материальные запасы, производственные мощности, трудовые ресурсы. Зачастую ERP преподносится как всеобъемлющая система управления. Тем не менее, было бы неверным считать ERP универсальным решением, решающим абсолютно все управленческие задачи. Действительно, ERP-система имеет дело со всеми видами ресурсов, но это вовсе не означает, что она обеспечивает все виды управления. Какие виды управления выходят за рамки ERP-системы? Какие системы решают задачи, выходящие за рамки ERP? Ответить на эти вопросы авторы попытались в данной статье.

ЗА ГРАНЬЮ ERP

Заметим, что термин ERP обозначает как методологию управления, так и соответствующий класс информационных систем. Но и методология, и технология ERP имеют свои рамки, в которых они исторически разрабатывались и развивались.

К задачам, выходящим за пределы ERP, относятся стратегическое управление, долгосрочное и среднесрочное корпоративное планирование, а также задачи аналитического характера. Характерный пример - корпоративное бюджетирование. На первый взгляд, в ERP-системе имеется вся информация, необходимая для полноценного бюджетирования, - данные о продажах, закупках, запасах, финансовых взаимоотношениях с контрагентами. Но бюджетный период, как правило, превышает горизонт планирования, охватываемый планами производства и движения материалов (которые составляются с ERP-системой). Иначе говоря, ERP-система носит тактический характер, а задача управления бюджетом предприятия имеет также и стратегическую составляющую. Для этого ERP-система может лишь предоставить некоторую часть данных для построения бюджета, а также обеспечить фактическую информацию.

Другой пример - комплексная система анализа деятельности предприятия. Многие предприятия сталкиваются с проблемой разрозненного хранения данных, что, в свою очередь, приводит к отсутствию единого взгляда на управленческую информацию. Эта проблема ERP-системой не устраняется (или, по крайней мере, устраняется не полностью). Как показывает опыт, задача корпоративного анализа решается путем применения специализированных систем аналитической обработки данных в режиме реального времени - OLAP-систем (On-Line Analysis Processing), которые могут выбирать информацию одновременно из разных источников, работать с разными форматами данных и формировать многомерный массив корпоративной информации.

Именно специализированные системы (для задач анализа, бюджетирования, консолидации отчетности и др.) содержат всю необходимую функциональность, включая специальные функции, которые могут не в полной мере присутствовать в ERP-системе. Например, для системы бюджетирования к таким функциям относятся: аналитические направления и классификаторы, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, учет трендов, анализ отклонений и некоторые другие.

Уместно вспомнить, что управление бывает оперативным, тактическим и стратегическим. Оперативный уровень управления - наиболее детальный, он подразумевает управление отдельными операциями (транзакциями). Что же касается тактического и стратегического уровней, то здесь менеджеры решают более общие задачи, и поэтому здесь используются агрегированные данные. ERP-системы, будучи по сути системами транзакционными, предназначены, прежде всего, для управления операциями на детальном уровне. Однако, системы этого класса решают далеко не все задачи тактического характера и практически совсем не предназначены для решения стратегических задач.

Так мы подходим к системам управления особого класса - Business Performance Management (BPM), что на русский язык обычно переводится как “управление эффективностью бизнеса”. Появление таких систем логически оправдано. Более того, отдельные элементы BPM использовались и раньше, но до недавних пор существовали изолированно друг от друга. Но технологии не стоят на месте, да и современный бизнес требует все большей степени интеграции управленческих решений. Именно тенденция к интеграции аналитических приложений, позволила международной компания IDC, специализирующейся на мониторинге компьютерного рынка, выделить такие системы в особый класс, который и получил название BPM.

СУЩНОСТЬ BPM

Business Performance Management (BPM) - это целостный, процессно-ориентированный подход к принятию управленческих решений, направленный на улучшение способности компании оценивать свое состояние и управлять эффективностью своей деятельности на всех уровнях, путем объединения владельцев, менеджеров, персонала и внешних контрагентов в рамках общей интегрированной среды управления.

Термин BPM, который впервые начала применять известная аналитическая компания IDC, имеет синонимы. Например, другая, не менее известная аналитическая компания Gartner Inc. применяет термин Corporate Performance Management (CPM). Также встречаются такие термины, как Enterprise Performance Management (EPM) и Strategic Enterprise Management (SEM).

Кроме того, имеются такие близкие BPM понятия, как система поддержки принятия решений (decision support system, DSS) или деловой интеллект (business intelligence, BI). Но эти понятия относятся не столько к концепциям управления, сколько к определенным классам информационных систем, в то время как BPM - это, прежде всего, управленческая концепция, и уже затем - особая категория информационных систем. Важно отметить, что BPM - это именно концепция, а не методология, поэтому она не подменяет методики планирования, управления и анализа.

Как и практически любая система управления, BPM представляет собой комбинацию четырех основных элементов, к которым относятся:

участники процесса управления;
интерактивные бизнес-процессы управления;
методы управления;
информационные системы и технологии.
Перечисленные элементы достаточно логичны. Действительно, система управления - это люди (менеджеры), реализующие определенные функции (бизнес-процессы) управления (либо влияющие на эти процессы) в соответствии с определенными правилами (методиками, основанными на концепциях общего характера), при помощи соответствующих информационных систем.

Таким образом, понятие BPM-система может употребляться в двух значениях: как концепция управления (т.е. определенный подход к принятию управленческих решений и их практической реализации) и как информационная система (т.е. комплекс программных средств, поддерживающих идеологию BPM и обеспечивающих его практическую реализацию).

ЦИКЛ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ BPM-СИСТЕМЫ

В основе концепции BPM лежит идея непрерывного цикла управления, включающего:

определение целей развития;
моделирование факторов, определяющих достижение этих целей, и имеющихся ограничений;
планирование действий, ведущих к достижению поставленных целей;
постоянный мониторинг, позволяющий отслеживать состояние ключевых показателей эффективности и их отклонение от плана;
анализ достигнутых результатов, позволяющий лучше осознать природу “носителей эффективности”;
составление финансовой и управленческой отчетности, помогающей руководителям разного уровня принимать экономически обоснованные решения.
Совокупность функций BPM и их взаимосвязь представлены на рисунке 1.

19_1.GIF

Рис. 1. Цикл управления в BPM-системе

Как видно из схемы, в цикле управления четко прослеживаются три фазы - формирование стратегии, планирование, исполнение планов. На первой фазе происходит определение стратегии и целей деятельности, а также ключевых показателей эффективности функционирования предприятия. Здесь же происходит моделирование бизнеса, позволяющее оценить факторы, влияющие на рентабельность операций, имеющиеся ресурсы и ограничения. На второй фазе происходит трансформация стратегии и целей в реальные действия - формирование планов и бюджетов, создание системы мониторинга результатов деятельности. На третьей фазе происходит анализ деятельности, формирование различных видов отчетности, а также сопоставление достигнутых результатов с целевыми показателями, сформированными на первой фазе. Круг, таким образом, замыкается.

Из идеи непрерывного цикла управления логически вытекает функциональность информационной системы класса BPM. Пожалуй, одной из наиболее важных составляющих информационной BPM-системы можно считать приложения, реализующие функции целевого управления. За последние годы, благодаря широкой известности трудов Р.Каплана и Д.Нортона большую популярность в этой области приобрела методология Balanced Scorecard. Хотя, справедливости ради, следует отметить и другие аналогичные разработки, например, Stern Stewart Integrated EVA Scorecard или Baldridge Criteria. Применение соответствующего программного обеспечения позволяет решать задачу декомпозиции стратегических задач (с учетом финансовых и нефинансовых показателей) и доведения целевых показателей до нижестоящих звеньев.

После определения целей возникает логичный вопрос о том, как их достичь. В этом отношении большую помощь может оказать моделирование бизнеса. В этом отношении BPM-система позволяет формировать многовариантные сценарии деятельности, рассчитывать себестоимость с применением методов функционально-стоимостного анализа (Activity Based Costing), учитывать использование ресурсов и выявлять “узкие места”. Все это позволяет руководителю лучше понять явления и процессы, происходящие в компании, и на основе этого - оценить, насколько те или иные факторы способствуют (или препятствуют) достижению поставленных целей.

Обозначив цели и осознав факторы, влияющие на их достижение, следует запланировать конкретные шаги по их достижению. Здесь мы переходим к вопросам планирования и бюджетирования. Это предметное направление сегодня является наиболее востребованным - среди предприятий, в банковской сфере, в государственном секторе. BPM-система должна содержать всю необходимую для бюджетирования функциональность, включая ведение аналитических направлений и классификаторов, описание финансовой структуры и принципов взаимодействия, учет трендов, анализ отклонений. Система также должна обеспечивать организационные функции и функции формирования бюджетов для отдельных бизнес-единиц организации, с возможностью консолидации на любом из уровней организационной структуры.

После того, как планы составлены, необходимо организовать мониторинг - регулярное отслеживание состояния банка, фиксирование отклонений и выяснение их причин. Многие функции контроля и анализа заложены непосредственно в приложениях для бюджетирования, но в составе BPM-комплекса есть элемент, представляющий собой универсальное аналитическое решение. Речь идет об OLAP-технологиях. OLAP-системы не только выполняют роль платформы для других BPM-решений, но и позволяет разрабатывать практически любые аналитические приложения. Такая система способна собирать необходимую информацию из различных источников, структурировать ее в соответствии с категориями “предметной области” и, таким образом, обеспечивать “единую версию правды” для управленческой информации.

Особое место в BPM-системе занимает отчетность: ведь именно отчеты ложатся на стол руководителю, принимающему решения. Отчетные функции достаточно хорошо развиты в любом из уже упомянутых функциональных приложений. Тем не менее, следует отметить еще одну категорию программных продуктов, предназначенных для решения особой задачи - задачи составления пакета консолидированной финансовой отчетности. Эта задача приобретает особое значение в свете глобализации бизнеса и широкого применения международных стандартов (МСФО, GAAP). Такая система позволяет организовать сбор финансовой отчетности филиалов, отделений, дочерних и зависимых компаний, выполнить корректирующие проводки, обеспечить консолидацию финансовой информации (в том числе в соответствии с требованиями международных стандартов) и сформировать комплект финансовых отчетов. Роль консолидированной отчетности очень велика, ведь она используется не только руководством банка, но и внешними пользователями финансовой информации, включая клиентов банка и банки-контрагенты.

Таким образом, функциональность информационной системы класса BPM, типовая архитектура которой представлена на рис. 2, соответствует как циклу корпоративного управления, так и иерархии управления. Эта архитектура включает платформу “бизнес-интеллекта” (Business Intelligence, BI), а также приложения, непосредственно реализующие различные функции корпоративного управления. Среди приложений следует выделить подсистему, реализующую методы целевого управления организацией (Balanced Scorecard и другие), именно эта подсистема обеспечивает нацеленность системы корпоративного управления на те четыре ключевыми области, которые, по теории Р.Каплана и Д.Нортона, определяют общее “самочувствие” компании (финансы, организация бизнеса, продукты, клиенты). Также важно отметить интеграционные возможности - то, что BPM-система обладает способностью интеграции с другими источниками корпоративной информации, включая хранилища данных, ERP- и CRM-системы, системы собственной разработки.

19_2.GIF

Рис. 2. Типовая архитектура BPM-системы

РЫНОК BPM-РЕШЕНИЙ

Количество компаний - разработчиков систем класса BPM исчисляется несколькими десятками (для сравнения: число поставщиков ERP-решений измеряется сотнями). Все разработчики BPM-систем могут быть разделены на две категории.

К первой категории относятся ERP-вендоры - компании, которые уже завоевали место на рынке ERP-решений и сегодня стремятся разрабатывать и развивать системы класса BPM, рассматривая их как “логическое продолжение” своих ERP-комплексов. К таким разработчикам относятся хорошо известные SAP, Oracle и PeopleSoft. Безусловным достоинством таких вендоров является тесная интеграция их BPM-решений со “своими” ERP, но именно это качество при определенных условиях может превратиться в недостаток - в тех случаях, когда корпоративная система является гетерогенной и требуется интеграция с “чужими” источниками данных.

Вторая категория - независимые поставщики BPM-решений. В данном случае под “независимостью” понимается “равноудаленность” от транзакционных систем и других источников данных. Такие системы изначально разрабатывались с учетом необходимости интеграции с самыми разными источниками информации, кроме того, существует практика сертификации BPM-решений на предмет их совместимости с ведущими ERP-системами. К числу независимых BPM-вендоров относятся такие компании, как Hyperion, Cognos, SAS, Geac(Comshare).



Оставьте, пожалуйста, ваш комментарий